Формирование критического мышления у обучающихся начальной школы
Введение.
Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Как выработать у учащихся привычку к труду, стремление к преодолению возможных трудностей?
Всем известна истина - дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.
Организуя урок, работая с детьми, нужно стремиться так управлять их деятельностью, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех в труде - первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой. Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности и способности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Нам, учителям, не стоит забывать слова В.А.Сухомлинского: «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения - в начальной школе, где ребёнок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе».
Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, помогать каждому, поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Как важно интерес к школе, с которым приходит ребёнок в первый класс, разжечь в неугасимый огонь познания. А для того чтобы поддержать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Нужно обязательно помогать им в процессе познания так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.
Создание в классе спокойной обстановки, доброжелательность и взаимопомощь, чувство коллектива - тоже необходимые слагаемые успеха. Дети свободны, раскованы, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, потому что внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно на уроках сотрудничества и рождается чувство успеха в учении, желание и готовность решать всё более трудные задачи, идти вперёд по дороге знаний.
Успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем и учениками, между родителями и детьми, учителем и родителями, а значит, единство действий и усилий школы и семьи.
Всё начинается с детства. И от нас, взрослых, зависит, чтобы к каждому ребёнку пришел успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина.
Творчество учителя - творчество ученика. Дети - барометр урока. Необходимость научить хорошо учиться всех без исключения (и сильных, и средних, и слабых), результат многолетних поисков учителей прошлого и современности заставляют переосмыслить традиционные методы и подходы к обучению.
Дидактическая система требует, чтобы методы обучения обеспечивали овладение школьниками элементами содержания образования. Я имела возможность познакомиться с альтернативными методиками и принять участие в семинарах - тренингах «Первые шаги», «Шаг за шагом», «Развитие критического мышления». Благодаря этим семинарам стали понятны интерактивные (от английского ИНТЕР – взаимный, АКТ - действовать) методы обучения, основная цель которых создать оптимальные условия для полноценного взаимодействия на уроке между всеми субъектами учебного процесса. Именно интерактивные методы дают возможность создать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно. Лучшими являются те подходы, которые призывают учеников к активному мышлению без задержки, а не те, что изучают логические процессы абстрактно, откладывая на неопределённое время возможность для учеников действительно размышлять про что-то важное.
Актуальность.
В сегодняшнем демократическом обществе, где каждому гражданину часто приходиться принимать важные решения, особое значение имеет умение критически мыслить. Преподаватели, политики и люди других специальностей развитых демократических стран в последние 10-15 лет стали обращать серьёзное внимание на выработку у себя такого мышления. Овладение навыками критического мышления необходимо и для формирования гражданского сознания. Важно научиться думать, а не просто запоминать, вникать в суть информации, осмысливать её – всё это уже умение и навыки критического мышления. Критическое мышление лучше развивается тогда, когда оно вытекает из заинтересованности самих учеников, из серьёзных сомнений, которые волнуют их.
Развитие критического мышления возможно разными средствами и методами. Его особенностью, в отличие от других видов мышления, является то, что оно стимулирует развитие познавательных интересов. Приучать детей к критическому мышлению нужно с самого начала обучения. С первого класса следует работать над формированием у детей умения выделить из потока информации главное, осмыслить это главное и проявить желание глубже проникнуть в его суть. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому распознать пропаганду и тем самым не стать её жертвой, проанализировать сложные основания и аргументации, увидеть явный обман, определить надёжность того или иного источника информации и обдумать правильным образом каждую задачу или принимаемое решение. Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразделимых принципов:
- умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное;
- умения осмыслить и применить полученную информацию.
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в России. Роль образования на современном этапе определяется задачами её перехода к демократическому, правовому государству, к рыночной экономике. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны.
Особую важность приобретает формирование современного мышления у молодого поколения (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий). А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.
Учащийся должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями - критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Развитие критического мышления позволяет объективно воспринимать разнообразную социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные знания. Наблюдения показывают, что учащиеся часто пассивны при ответах товарищей, не могут помочь отвечающему на вопрос, их вопросы к одноклассникам однообразны, не умеют воспринимать критику и учиться на ней.
Мой опыт педагогической деятельности показывает, что используемые мной приёмы развития критического мышления помогают ликвидировать указанные проблемы у учащихся.
Теоретическое обоснование
Теория «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в предметных видах и формах работы в различных областях. Эта технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение решать проблемы;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- умение сотрудничать и работать в группе;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с людьми.
Последнее время интерес к развитию критического мышления учащихся в российской педагогике растёт. В литературе встречается много определений этого термина. Согласна с Д. Клустером, который считал, что «... дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает».
Наиболее близким для себя считаю определение, разработанное на основе достижений отечественной и американской педагогики: «Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения» (Дж. Л.Стил, Л.В.Занков).
Изучением критического мышления занимались многие педагоги и психологи (Дж. Л. Стил, Д. Сендерс, Д. Клустер, Р. X. Джонсон). Согласно определению этих педагогов, развитие это «необратимое, направленное, закономерное изменение предметов, явлений, приводящее их в качественно иное состояние, в том числе в свою противоположность». Исходя из этого определения, под развитием критического мышления следует понимать направленное, закономерное изменение способностей учащихся анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные, решения.
Коммуникативную сторону критического мышления подчёркивал Д. Клустер: «Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить». Под вопросом следует понимать обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения и т.п. Коммуникация - это не просто движение информации, но и активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не только принята, но и понятна, осмыслена».
Одним из средств успешного развития критического мышления является работа над литературным текстом, содержащим познавательные элементы, которые возбуждают интерес. Для этого нужно:
- выбрать тексты, которые по содержанию могли провоцировать интерес детей;
- соблюдать принципы педагогики сотрудничества, т.е. отношения строятся на взаимопонимании между педагогом и детьми.
Как утверждает Ш.А. Амонашвили: «... в обстановке доброжелательности, уважения, доверия, сопереживания школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика - его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, упорство, он начинает стремиться к решению более сложных задач».
Опишу несколько стратегий и приёмов критического мышления, используемых мною при работе над литературным текстом, научным текстом на разных уроках в начальной школе.
«Нарушенная последовательность»
(работа проводится в подгруппах).
Учитель делит текст на части и записывает их на отдельных листах. Класс делится на столько же подгрупп и предлагается представителю подгруппы выбрать (взять) любую часть. Дети знакомятся с отрывком. После прочтения отвечают на вопрос: «О чём отрывок?». Представитель подгруппы кратко излагает (пересказывает) прочитанное. Такая работа проделывается со всеми отрывками. После этого учитель предлагает ребятам разместить отрывки по порядку. Один за другим представители подгрупп прикрепляют на доске свой отрывок. Когда класс более-менее разобрался в порядке отрывков, учащиеся внимательно прочитают оригинал и по ходу чтения определяют такой ли порядок частей в тексте, каков определили дети.
«Стратегия взаимных вопросов».
При чтении текста останавливаемся после каждого абзаца, и дети ставят друг другу вопросы. Эту работу можно проводить в парах, со всем классом, в подгруппах.
Вопросы могут относиться не только к фактам, а и к тому, что касается содержания и подтекста. Учитель тоже может быть партнёром в этой работе. После нескольких таких обменов вопросами учитель может предложить ученикам предвидеть, какими будут следующие вопросы и почему они так считают.
«Взаимное обучение».
Все знают, что когда ученик выступает в роли учителя - это лучший способ научить. Взаимное обучение, как и стратегию взаимных вопросов, было разработано для того, чтобы дать каждому ученику возможность побыть в роли учителя и руководить процессом чтения текста.
Взаимное обучение осуществляется в группах от четырёх до семи человек. Ученики имеют один и тот же текст и по очереди выступают в роли учителя. Эта роль требует от них выполнения пяти заданий. После того, как ученик прочитал абзац (как правило, молча), один ученик выступает в роли учителя:
- подытоживает то, что было прочитано;
- ставит два или три вопроса по содержанию абзаца и реагирует па ответы учеников;
- объясняет те моменты, которые ученики не поняли;
- высказывает предположения того, о чём будет говориться в следующем абзаце;
- даёт задание каждому прочитать следующий абзац.
Учитель может быть ведущим дискуссии по первому абзацу. Дети не только следят за содержанием абзаца, но и принимают участие в дискуссии, внимательно наблюдая за тем, как учитель проводит дискуссию. Это необходимо, потому что каждый из них будет играть роль ведущего дискуссии во время чтения следующих абзацев. Учитель имеет заготовленную схему, на которой указано пять шагов, которые необходимо сделать, когда каждый абзац прочитан. Ученики должны также обращаться к этой схеме, следить за тем, как учитель ведёт дискуссию.
Учитель заранее решает, как лучше читать текст: частями или абзацами (его целью является поделить текст на такие части, чтобы на работу с каждой уходило 5-7 минут). Ученики читают абзацы молча. Если часть или абзац текста были ученикам непонятны, учитель объясняет её.
Перед началом работы ученики проводят вертикальную линию посреди чистого листа бумаги. Слева они записывают эпизод или образ из текста, который в наибольшей мере их поразил. Возможно, он напомнил им что-то из своего личного опыта. Может, он их удивил. Возможно, они с ним в чём-то не согласны. Справа от линии им нужно прокомментировать этот абзац:
- Что именно в этой цитате заставило их её записать?
- На какие мысли она их натолкнула?
- Какие вопросы она у них вызвала?
После выполнения работы дети делятся комментариями.
Дневники полезны на стадии рефлексии, когда идёт обсуждение текста. Учитель также готовит свой комментарий, чтобы привлечь внимание учеников к тем частям текста, которые он обязательно хочет обсудить.
(свободное письмо)
После чтения и обсуждения текста на уроке для того, чтобы ученики могли собрать воедино свои мысли, предлагается написать десятиминутное эссе, используя приём свободного письма. Предлагая эссе, учитель даёт задание ученикам писать без остановки всё, что им придёт на ум по данной теме. Целью этого письма есть письмо без перечитывания, проверки или критического отношения к написанному. Можно предложить детям просмотреть написанное, выбрать наиболее интересные мысли и написать новое эссе.
«Пятиминутное эссе».
Эта работа проводится в конце урока, чтобы помочь ученикам лучше понять свои мысли по изученной теме и чтобы дать возможность учителю понять, что происходит в классе на интеллектуальном уровне. Это эссе ставит перед учащимися два задания:
- написать одно высказывание (одну вещь), про которую они узнали из темы;
- написать один вопрос, который у них остался без ответа.
Учитель собирает работы, как только они написаны, и может использовать их во время планирования следующего урока.
Выше я описывала методику работы над пятиминутным, десятиминутным эссе. Эту работу можно упростить. После прочтения текста-прозы или стихотворения кратко на листе бумаги несколькими предложениями написать о том, какие мысли вызвало данное произведение. Ученикам нужно напомнить, что они пишут, не думая о грамотности.
«Предвидение за ключевыми выражениями»
Эта методика используется для того, чтобы вызвать заинтересованность и приобщить к активному чтению с целью лучшего восприятия. Эта методика позволяет ученику выступить в роли детектива.
Перед чтением нового текста учитель выписывает на доске 3-4 ключевые выражения из него и предлагает подумать, о чём будет текст.
После ответов детей предлагается чтение текста.
Подтвердить или опровергнуть свои предвидения учащиеся могут сразу же после прочтения текста.
Также можно поинтересоваться, про что думали и что чувствовали дети во время чтения.
«Движение от ЗНАЮ/ ХОЧУ ЗНАТЬ/ВЫУЧИЛ».
В начале изучения темы учитель на доске или большом листе бумаги чертит таблицу, пишет заголовки:
Что мы думаем? Что мы знаем? |
Что мы хотим знать? |
Что мы выучили? |
Детям предлагается обдумать в парах, что они думают и знают по этой теме. После дети делятся своими мыслями. Учитель записывает в первую колонку моменты, между которыми существует общее согласие. Во второй колонке учитель записывает вопросы, которые возникают в ходе обсуждения того, что уже знают. Далее начинается непосредственная работа по раскрытию темы. В конце урока заполняется третья колонка. Эта работа может проводиться в течение нескольких уроков.
И ещё нужно помнить, что дети должны получить ответы на все вопросы. Можно порекомендовать сделать это самостоятельно, но обязательно вернуться позже для обсуждения ответов на нерешённые вопросы.
До урока учитель делит текст на части. Можно работать по абзацам. Читается первая часть (абзац), учитель останавливает читающих. Идёт обсуждение отрывка и после ставится вопрос: «А что будет дальше?». Ученики высказывают свои идеи, доказывают, по возможности, их правоту. Потом чтение продолжается. После чтения всего текста дети обмениваются впечатлениями.
Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова. Сначала возникают стойкие ассоциации, потом второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно «разрастается». Этот метод универсальный, потому что может использоваться во время преподавания любой учебной дисциплины и на всех этапах урока: на этапе актуализации, в основной части, как средство проверки знаний.
Учитель задумывает какой-либо предмет или явление. Ученики пытаются найти ответ, ставя вопросы учителю, который может отвечать либо «ДА» либо «НЕТ». Этот приём учит связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать явную информацию; слушать, и слышать товарищей. Модуль «ДА-НЕТ» можно использовать на этапе актуализации класса, и во время проверки знаний учащихся.
«Помощь».
Очень нравится учащимся работать над текстом с помощью системы пометок «Помощь».
Учителю необходимо заблаговременно подготовить таблицу-опору для работы по данной методике. Таблица выглядит следующим образом:
\/ - известная информация:
-- - спорная информация;
+ - новая информация;
? - хочу знать больше.
Данная методика используется при работе над новым текстом на уроках «Окружающий мир». Учащиеся самостоятельно молча читают новый текст, держа в руках простой карандаш. Закончив чтение одного абзаца или отрывка текста, на полях страницы учебника ставят карандашом пометку из вышеуказанной схемы опоры.
На доске учитель чертит четыре колонки с обозначением пометок.
После прочтения текста устно (ребятами) и письменно на доске (учителем) заполняется схема. Таким образом, учитель определяет известную детям информацию, спорную, новую и что нового хотят узнать дети.
Можно работать по данной методике коллективно, обсуждая каждый прочитанный абзац или отрывок текста. Возможна и работа парами, но учитель должен напоминать учащимся об ограничении времени.
«Синквейн»
Используется методика на стадии закрепления изученного материала. Учащиеся составляют стихотворение на заданную тему. Стих составляется без рифмы, но должен соответствовать схеме, где:
первая строка - это тема - состоит из слова - имени существительного;
вторая строка - это описание темы - состоит из двух слов - имён прилагательных;
третья строка - это действие, связанное с темой - состоит из трёх глаголов;
четвёртая строка - это отношение к теме - состоит из предложения;
пятая строка - это концовка – слово-синоним.
Учащиеся любят эту методику за краткость, лаконичность и выразительность.
«Круглый стол».
На этапе рефлексии удачна групповая стратегия «Круглый стол». Каждой группе учитель даёт чистый лист, говорит тему или пишет её на доске. Первый ученик группы пишет идеи по теме, передаёт лист второму. Второй ученик, не повторяясь, дополняет написанные идеи по теме, передаёт лист третьему. Лист заполняется по кругу всеми учащимися группы. Можно использовать ручки с цветными стержнями.
Данная стратегия используется и на этапе актуализации знаний. Можно работать по ней и в устной форме.
«Осмотр галереи»
Эта групповая стратегия используется на этапе рефлексии. Учитель задаёт тему. Каждая группа на листе бумаги пишет всё, что знает по теме или составляет план-схему к раскрытию темы. Когда группа готова, свой лист с текстом или отдельными предложениями прикрепляется к доске. Получается «галерея» ответов. После представитель каждой подгруппы знакомит всех с текстом своей подгруппы. Эта работа проходит в постоянном движении. Учащимся нужно напомнить о правилах поведения, уважения к себе и остальным.
Работая в группах, следует соблюдать следующие правила:
- Выслушивай всех, не перебивая.
- Не говори одновременно с несколькими ребятами.
- В обсуждении придерживайся темы.
- Любые идеи имеют ценность.
- Уважай различные мнения.