Описание педагогического опыта учителя английского языка МБОУ Степновская школа
Жолуденко Светланы Павловны
Тема: Обучение иностранному языку на современном этапе с использованием новых технологий.
1. Актуальность педагогического опыта, его перспективность, возможности практического применения для повышения качества образовательного процесса
Мой педагогический стаж составляет 19 лет. Мы живём в те времена, когда английский язык стал одним из международных языков, приобрёл статус языка глобального общения (в связи со всеобщей компьютеризацией), и я, как учитель английского языка, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен владеть английским языком на достаточно высоком уровне, в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.
Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Для того, чтобы справится с любой задачей, ученик должен овладеть универсальными учебными действиями.
Использование современных образовательных технологий в практике обучения для меня является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Одной из таких технологий, применяемых мною является технология применения ИКТ на уроках английского языка, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы, используемые в технологии, позволяют мне, как учителю английского языка, формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия.
Но на этом этапе возникает проблема - как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию учащихся в изучении данной дисциплины. Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому к тем методам, которые уже были наработаны (систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации, газет, журналов, методических пособий, учебников разных авторов), сначала я добавила видеоуроки для младшего, среднего и старшего звеньев, использование учебных видеофильмов с титрами и без, а также современные тексты и диалоги. После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить минутки для релаксации, чтобы снять усталость, поднять настроение, а также разнообразить формы проведения уроков в виде тематических игр, игр в команде, чтения весёлых историй.
Однако времена меняются, и на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаю, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляю новые. Тексты и диалоги набираю и обрабатываю в электронном виде, добавляю к ним упражнения, аудиокассеты заменяю электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь я их разбавляю наиболее современными ИК технологиями.
2. Источник изменений
В то же время отмечается ряд противоречий, препятствующих данному процессу:
- между объективной потребностью общества к личности и недостаточным применением педагогического потенциала учебного предмета в решении этой социально-педагогической задачи;
- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;
- между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся.
3. Идея и концепция изменений.
Идея изменений заключается в том, что, имея стандартные учебники и программы, необходимо воспитать детей, способных к успешной социализации в обществе. Приоритетным направлением считаю формирование коммуникативных навыков, навыков работы с большим объемом информации.
Новизна идеи состоит в адаптировании технологий применения ИКТехнологий в процессе обучения английскому языку в школе.
Трудоемкость заключается в том, что представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности.
4.Технология опыта
Мотивация учащихся на уроках с информационно-коммуникативными технологиями
Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравится учащимся, они часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две – лучше”. В результате применения ИКТ на уроках английского языка повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателями).
Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?
“Ребёнок – это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который надо заполнить”
французский просветитель Франсуа Рабле.
Целью моей педагогической деятельности является формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку. Под языковой компетентностью я понимаю способность учащихся применять полученные знания и умения.
Одной из основных целей обучения на данном этапе, которые я преследую, является создание условий, где учащиеся чувствуют себя комфортно, понимают свою компетентность и состоятельность в процессе обучения иностранному языку по новым ИК технологиям.
Для достижения поставленных целей изучила теорию современных технологий, возможности компьютера, а затем использую информационно-компьютерные технологии в процессе обучения иностранному языку. Решаю на уроке английского языка следующие задачи:
- ознакомление с теоретическими методами обучения по ИКТ;
- освоение основных приёмов работы с ИКТ на практике;
- апробирование методов ИКТ на уроках английского языка;
- анкетирование учащихся по заданной проблеме (выяснить, насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему.)
Решению этих задач помогло использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов, где преобладает информационно-творческая направленность, так как целью любого проекта является сбор информации по какой-либо теме, оформление ее, творческое представление аудитории. Во время работы над проектом я предоставляю учащимся возможность самостоятельно приобретать знания для решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Я всегда выделяю следующие этапы: определение темы, проблемы и цели проекта, обсуждение структуры, составление примерного плана работы, презентация необходимого языкового материала и пред коммуникативная тренировка, сбор информации, подготовка презентации проекта, демонстрация результатов, оценка проекта.
Над проектами мои ученики работают индивидуально или в группах, выбирая самостоятельно траекторию изучения темы и продвигаясь к истине своим путем, учителю же в этой работе отводится роль консультанта. Таким образом, ученик из объекта становится субъектом обучения. Не случайно эпиграфом к своей работе я выбрала китайскую пословицу, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка способствует формированию важнейшей компетенции – коммуникативной, а также умению самостоятельно принимать решения, формировать свой собственный образовательный маршрут, сопоставлять и анализировать, думать и выбирать, то есть владеть универсальными учебными действиями, которые так необходимы ученику нового времени.
5.Основные методы, используемые в работе:
- Проблемный (поиск программ по обучению ИКТ);
- теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям);
- практический (апробирование методов и приёмов);
- эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование);
- лекционный (изложение целой темы или раздела);
- объяснительно-иллюстративный (осознанное усвоение знаний);
- метод беседы
При разработке уроков с ИКТ, учитываю следующие прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
-
- личностно-ориентированный, где в центре обучения – ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
- обучение в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
- использование проектной деятельности, в основе которой, лежит какая-либо проблема;
- формирование языковой компетенции;
- формирование межкультурной страноведческой компетентности.
В чем закономерность методики обучения иностранному языку?
На мой взгляд, методику обучения нужно строить таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают этих особенностей предмета. Они рассчитаны на среднего ученика. Я компенсирую этот недостаток использованием ИКТ на уроках. При этом обеспечиваю возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.
Также в своей практике применяю метод коммуникативного обучения иностранным языкам, т.е. проектную методику - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях.
6. Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях
Свою деятельность с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам. Для этого использую программы: «Microsoft Office Word», а также Интернет, сканер и принтер. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. При составлении тестов и контрольных работ использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и варианты. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками. Одна из проблем, с которой мне приходится постоянно сталкиваться - это переработка огромного дидактического материала теперь уже в электронном виде, чтобы найти материал для дифференцированного обучения. А для этого мною создана электронная картотека.
7.Результативность реализации методической системы
Диагностика по ИКТ
Опыт проведения уроков по информационным технологиям на уроках английского языка показал следующие направления.
Пояснения
Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост, создаю условия для систематических занятий с наработанной тактикой обучения ИКТ. Поскольку специфика среднего этапа обучения иностранному языку определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.
Проведенный в школе мониторинг по английскому языку свидетельствует о позитивной динамике сформированности умения работать с информацией: умение систематизировать материал, устанавливать причинно-следственные связи.
Промежуточный внутришкольный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Spotlight») дети справляются в более короткие сроки, показывают устойчивые результаты.
8.Адресная направленность опыта.
Методика использования современных ИКТ на уроках английского языка может быть использована не только учителями английского языка, но и преподавателями других предметов. Применение данной технология удовлетворяют запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.
Используемые мною технологии могут найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.
9.Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе или активно использующих отдельные ее элементы).
Мой педагогический опыт находит отражение в работе школьного методического объединения учителей филологии и истории, которое работает над реализацией методической темы: «Внедрение технологии компетентностно-ориентированного подхода в преподавании». Использование информационных технологий в учебном процессе в дальнейщем будет способствовать формированию положительной мотивации в обучении.
10.Результаты инновации.
Используемые мною методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику качества знаний учащихся 5-11-х классов.
Поскольку компьютер для большинства детей – игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей.
Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки при работе с информацией, с текстом (выделяя главную мысль), со справочными материалами, со слушанием и слышанием собеседника, с изложением своих мыслей и приведением аргументации.
Заключение.
Возможно, мой опыт работы с применением информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка сможет заинтересовать учителей-предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении.
Применение компьютеров на уроках английского языка является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания по тренировке определённых умений и навыков.
В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменит учителя, он является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и контроля. Использование компьютера в учебном процессе, хотя и проблематично, но очень важно.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.
Библиография
- Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков. / В.В. Долганина. - Журнал «Иностранные языки в школе», – 2008. - №3.