.
«В наши дни слишком много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей. И главной задачей словесника становится воспитание способности к восприятию слова через осознание его духовных смыслов и оттенков»
В. В. Виноградова
ПРОБЛЕМА:
Использование текстоориентированного подхода в воспитании ценностного отношения к миру на уроках русского языка.
ЦЕЛИ:
- Формирование способности к интуитивно-образному восприятию слова через осознание его духовных смыслов и оттенков;
- Реализация текстоориентированного подхода к изучению русского языка;
- Развитие познавательного интереса к предмету на примерах текстов художественной литературы;
- Воспитание высоконравственной толерантной личности в условиях поликультурного общества.
ЗАДАЧИ:
- Создавать условия для развития личности, её творческого самовыражения , используя текстоориентированный подход к изучению русского языка;
- Способствовать воспитанию у школьников уважения к духовным ценностям человечества;
- Научить использовать информацию текста в разнообразных видах деятельности;
- Воспитывать интерес к русскому языку ; самостоятельность и умение применять знания; орфографическую и пунктуационную зоркость;
- Совершенствовать речевой этикет обучающихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте базового и полного среднего образования отмечено, что обучение призвано создавать условия для развития личности , её творческого самовыражения. Решение этой задачи во многом связано с реализацией текстоориентированного подхода к изучению русского языка.
Прежде всего , текст должен быть ориентирован на стимулирование « личностного роста», на развитие творческого потенциала учащегося , на создание и развитие его личности , на воспитание ценностного отношения к миру. В этом отношении текст представляет собой мощнейший механизм трансляции знаний и ценностей, реализации индивидуальной способности в социокультурном контексте.
Урок скоротечен, а нравственная тема всегда подразумевает время для мыслительного процесса ученика, для обдумывания увиденного и услышанного. Поэтому сама практика проведения уроков русского языка привела меня к мысли о том, что нравственно воздействовать на учеников нужно не отдельно от обучения грамматике, а одновременно с нею, гармонично соединяя эти процессы в одном уроке путём специального подбора орфографией, синтаксисом и пунктуацией.
Методисты, основываясь на достижениях лингвистов(М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Н.С. Валгиной, О.Л. Каменской и др.), доказали, что изучение выразительной, духовной силы языка литературных образцов служит предпосылкой для формирования и развития у школьников « чувства языка» , внимательного и бережного отношения к слову, русскому языку как неотъемлемой части культуры.